Концепция основных новшеств законопроекта об организации и проведении публичных слушаний по проектам градостроительной документации

В концепции перечислены основные новшества, которые предлагаются в законопроекте о проведении публичных слушаний по проектам градостроительной документации. Законопроект, как ожидается, будет вынесен на обсуждение Законодательного Собрания осенью 2013 года.

Скачать файл в формате .doc (115 Кб)

Концептуальное положение

Способ реализации в законопроекте

Пояснения

  1. Расширение полномочий местного самоуправления в проведении публичных слушаний по градостроительной документации

1. Представительный орган МО, в котором проводились публичные слушания, утверждает заключение о результатах публичных слушаний. Он вправе отказать в утверждении заключения в случае выявления существенных нарушений организации и проведения публичных слушаний, которые не позволили в полной мере обеспечить реализацию прав физических и юридических лиц.

2. Публичные слушания проводятся в каждом МО, в отношении территории которого разработана выносимая на публичные слушания градостроительная документация. По проекту генерального плана Санкт-Петербурга и по проекту правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга публичные слушания проводятся совместно для группы МО, расположенных на территории одного района Санкт-Петербурга.

3. Представители муниципальных образований включаются в градостроительные комиссии, которые рассматривают заключения по результатам публичных слушаний и дают рекомендации по градостроительной документации.

Одна из основных проблем качества проведения публичных слушаний заключается в том, что их организаторы никак не подотчетны жителям города.

В перспективе публичные слушания должны организовывать и проводить полноценные органы местного самоуправления, которые реально зависимы от мнения избирателей. Но это станет актуальным после реформы местного самоуправления в СПб, в ходе которой существующие внутригородские муниципальные образования будут укрупнены и обретут планировочную логику и целостность. На настоящем этапе целесообразно отработать технологию организации и проведения слушаний на уровне районных администраций.

Пока же предлагается наделить представительные органы местного самоуправления полномочиями по утверждению заключения по результатам публичных слушаний.

В любом случае органы МСУ уже сегодня должны играть значимую роль в организации и подготовке слушаний. Это может быть реализовано предоставлением помещений, присутствием представителей МСУ на обсуждении, их участием в рассмотрении замечаний и предложений и др.

  1. Распространение процедур участия общественности в обсуждении градостроительной документации на весь период её подготовки.

1. Проектом закона устанавливается требование обязательной публикации решения о начале подготовки градостроительной документации и устанавливаются сроки публикации (в течение 10 дней после принятия решения).

2. В период подготовки проекта документации организатор слушаний (как правило, районная администрация) проводит следующие мероприятия:

1) осуществляет сбор и анализ предложений о порядке, сроках подготовки и содержании документации;

2) организует встречи с жителями;

3) проводит опросы заинтересованной общественности.

Одним из важнейших вопросов повышения качества публичных слушаний является вопрос обсуждения градостроительной документации на ранних стадиях проектирования. Обсуждение готового проекта значительно сужает рамки возможных изменений и обостряет конфликтность.

Чтобы активизировать процесс обсуждения на ранних стадиях, проектом предлагается проведения ряда мероприятий по обсуждению проектов документации сразу после сообщения о начале их подготовки.

  1. Упрощение доступа общественности к градостроительной документации, выносимой на слушания

1. В соответствии с проектом закона должен быть создан единый интернет-портал, на котором должна размещается вся градостроительная документация и градостроительная информация, которая выносится на слушания. Там же должны:

размещаться объявления о разработке документации,

размещаться объявления о проведении слушаний;

осуществляться приём обращений участников слушаний,

приниматься вопросы заинтересованной общественности и даваться на них ответы;

размещаться протокол и заключение слушаний.

 

Многие проблемы и ограничения доступа к обсуждаемой документации могут быть решены путем размещения указанной документации в сети Интернет. Представляется наиболее целесообразным и экономичным создание единого портала для размещения указанной документации органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, которые определяют требования к составу документации и, таким образом, могут наилучшим образом определить требования и к базе для ее хранения.

Документация, подлежащая обсуждению, должна быть размещена в полном объеме в сети Интернет на сайте (портале) Правительства Санкт-Петербурга на весь период проведения публичных слушаний и в течение определенного срока после их завершения.

Закон Санкт-Петербурга должен описывать обязательные требования к размещению документации в сети Интернет с учетом специфики технических и программных устройств, обеспечивающих ее функционирование. Гарантии доступа к документации в сети Интернет должны включать: доступ к документам (файлам) без регистрации или иных ограничивающих условий, своевременность размещения файлов и гарантию размещения, срок хранения, гарантию доступности для поиска, чтения и скачивания (копирования), гарантии неизменности размещенной документации (защита от внесения изменений). Кроме того, должен быть определен порядок решения технических вопросов: формат электронных документов, их максимальный размер, порядок действий при технических ошибках.

  1. Публичные слушания дополнены набором мероприятий, которые названы консультациями по документации

В период работы экспозиции в соответствии с проектом закона, уполномоченный орган власти должен организовать консультации по градостроительной документации. Они проводятся по установленному графику, который публикуется заранее. Специально оговаривается, что не менее половины консультаций должно проходить в будние дни во временном интервале от 18.00 до 21.00. Проводится консультации должны в месте проведения экспозиции.

Для того чтобы обеспечить для граждан пояснение по проектам документации, комментарии и разъяснения специалистов, предлагается дополнить публичные слушания процедурой их консультирования.

  1. Для удобства учета и оценки мнения общественности по градостроительной документации необходима структуризация замечаний и предложений граждан, поданных в процессе публичных слушаний.

Во-первых, все обращения общественности разделены на замечания, предложения и мнения. Кроме того, участники слушаний могут подавать жалобы.

Во-вторых, градостроительная комиссия определяет, какие из представленных замечаний являются существенными (устранение которых приведёт к изменению структуры документации и её правового смысла), какие редакторскими (исправление которых не изменит основное содержание документации).

Соответственно определяются предложения в протокол слушаний:

предложения в протокол слушаний принципиального характера, принятие которых влечет за собой изменение структуры документации и её правового смысла;

предложения в протокол слушаний общего характера, касающиеся изменения правового режима территорий без привязки к отдельному земельному участку, объекту капитального строительства или иному конкретному объекту (участку территории);

предложения в протокол слушаний частного характера, касающиеся отдельного земельного участка, объекта капитального строительства или иного конкретного объекта (участка территории).

Замечания, предложения, жалобы и мнения могут быть представлены для включения в протокол участниками слушаний в письменной или устной форме. Обращения участников слушаний подлежат обязательной регистрации.

 

Структуризация замечаний и предложений граждан на этапе подготовки заключения публичных слушаний позволит получить обобщенный и удобный документнепосредственно в ходе самих слушаний.

Для того чтобы это стало возможным, мы предлагаем ввести в закон определения различных видов обращений участников слушаний с целью их дифференцированной обработки и учета.

  1. Разработка дополнительных механизмов, обеспечивающих усиление влияния результатов слушаний на решения, принимаемые органами власти по градостроительной документации.

Проектом закона устанавливается, что все заключения слушаний, перед тем как попасть в орган власти, принимающий решение по градостроительной документации, рассматриваются на специальной градостроительной комиссии.

Комиссия уполномочена готовить рекомендации для органа власти о целесообразности/нецелесообразности внесения изменений в градостроительную документацию по итогам слушаний. В комиссию входят представители исполнительных органов власти, Законодательного Собрания и органов МСУ.

 

Данное предложение родилось из анализа практики рассмотрения вопросов о выдаче разрешений на УРВИ (условно-разрешенный вид использования земельных участков) и ОПДП (отклонение от предельно допустимых параметров) комиссией по землепользованию и застройке. Опыт показал, что такая комиссия, в которую включены депутаты ЗС, принимает гораздо более обоснованные и взвешенные решения. Соответственно предлагается распространить этот опыт принятия рекомендаций на другие виды документации.

  1. Создание механизма фиксирования обязательств заказчика градостроительной документации (инвестора), данных им в процессе слушаний

Проект закона устанавливает, что если организатор подготовки документации согласился с каким-либо замечанием или предложением участника слушаний, и сказал, что внесет соответствующие изменения в документацию, то это фиксируется организатором слушаний в специальном перечне, который прикладывается к протоколу слушаний.

Реестр обязательств организатора подготовки документации позволит четко фиксировать все данные им в ходе слушаний обещания, чтобы потом он не мог от них отказаться.

  1. Гарантирование соблюдения прав граждан на получение информации о процедуре и по предмету слушаний, а также на участие в слушаниях.

1. В законопроекте устанавливаются определения:

документации,

градостроительной информации,

достоверности документации и градостроительной информации;

полноты документации и градостроительной информации;

доступа к документации;

доступа на публичные слушания.

2. Законопроект определяет перечень сведений, которые должны быть опубликованы в сообщении о слушаниях. Эти сведения включают полное наименование документации, описание границ территории или земельного участка, указание кадастровых номеров и адресов, информацию об организаторе подготовке документации и об организаторе слушаний, место, даты начала и окончания, а также время работы экспозиции и обсуждения документации, даты начала и окончания приёма обращений участников слушаний, расписание проведения консультаций.

Опыт проведения публичных слушаний показал, что одной из проблем является ограничение доступа граждан к градостроительной информации и на публичные слушания. Также проблемой является практическая невозможность для граждан оспорить незаконные действия организатора слушаний, в том числе из-за размытости формулировок действующего закона.

  1. Четкое разграничение сторон, принимающих участие в слушаниях

 

В проекте закона даны определения всем основным участникам процесса. В первую очередь определены разные группы общественности: участники, заинтересованная общественность, безусловно заинтересованная общественность. Они сформулированы так, чтобы представители заказчика документации и органов государственной власти не рассматривались как общественность.

В проекте устанавливается, что затрагиваемые интересы определяются самими физическими и юридическими лицами и не требуют иных доказательств, кроме их собственной декларации, заявленной в устной или письменной форме.

Чтобы обеспечить широкий охват потенциальных участников слушаний и соблюдение прав тех, чьи интересы могут быть затронуты в результате утверждения документации, в проекте предлагается выделить такие категории, как заинтересованная общественность, безусловно заинтересованная общественность и участники слушаний. Заинтересованная общественность охватывает самый широкий круг людей. Этот термин используется для обозначения тех, с кем организатор слушаний должен активно работать в первую очередь на этапе информирования, чтобы все интересы максимально были выявлены.

Безусловно заинтересованная общественность – это лица, чьи права будут затронуты. Определение опирается на положения Градостроительного кодекса РФ, по которому указанным лицам информация направляется адресно.

Кроме того, два названных понятия используются в Орхусской конвенции ООН, которую Россия готовится подписать. В этом случае появляется возможность привлекать нормы конвенции.

Участники слушаний – это та часть заинтересованной общественности, которая фактически приняла участие в слушаниях (через заочные обращения и (или) очное участие в обсуждении).

  1. Определение четких требований к организации экспозиции документации и к помещениям для проведения процедур слушаний.

1. В проекте закона определены перечни документов, которые должны быть представлены на экспозиции и на обсуждении. Эти перечни различаются для разных видов градостроительной документации.

2. В соответствии с проектом обсуждение документации проводится в находящемся в государственной или муниципальной собственности помещении, оборудованном для демонстрации обсуждаемой документации, для ведения аудиозаписи выступлений участников слушаний, оборудованном для обеспечения доступа инвалидов.

Законопроектом предусмотрено, что помещения для экспозиции и обсуждения должны быть на территории муниципального образования, по территории которого подготовлена документация. Перечень помещений, отвечающих требованиям для проведения обсуждений документации, утверждается Правительством Санкт-Петербурга и размещается на едином интернет-портале.

 

 

Для обеспечения проведения слушаний, как показал анализ сложившейся в Санкт-Петербурге практики, важное значение имеет точное определение документов, которые должны быть представлены на слушания, а также требования к помещениям для проведения экспозиции и обсуждения.

  1. Введение механизмов ответственности за – критические нарушения процедуры публичных слушаний

1. Законопроектом установлен перечень существенных нарушений организации и проведения публичных слушаний, к которому относятся:

1) сокращение сроков проведения обсуждения документации, экспозиции документации и градостроительной информации, подачи обращений участников слушаний;

2) нарушение требований законодательства по предоставлению полной и достоверной информации на экспозиции документации и градостроительной информации и (или) на едином интернет-портале и (или) на обсуждении документации, а также изменение документации в процессе публичных слушаний;

3) нарушение требований законодательства, направленных на обеспечение прав участников слушаний на доступ к документации и градостроительной информации и (или) на доступ на публичные слушания;

4) нарушение права участников слушаний направлять обращения участников слушаний организатору публичных слушаний и в уполномоченной орган;

5) несоответствие протокола публичных слушаний аудиозаписи обсуждения документации в части искажения устных обращений участников слушаний;

6) нарушение требований законодательства к составлению протокола публичных слушаний и подготовке проекта заключения о результатах публичных слушаний.

Законопроектом устанавливается, что любое физическое и юридическое лицо имеет право обратиться с жалобой на нарушение организации и проведения публичных слушаний. Эти жалобы прилагаются к протоколу публичных слушаний. Организатор публичных слушаний по результатам рассмотрения жалобы может признать слушания несостоявшимися. В случае признания публичных слушаний несостоявшимися, они проводятся повторно.

2. Законопроект предусматривает внесение в закон СПб «Об административных правонарушениях» статьи, которая устанавливает административную ответственность за нарушение порядка организации и проведения слушаний. Это штрафы от трёх тысяч рублей для физических лиц и до пятисот тысяч рублей для юридических лиц.

Закон Санкт-Петербурга должен содержать, во-первых, перечень критических нарушений процедуры публичных слушаний, а во-вторых, механизм оперативного обжалования нарушений; в-третьх, механизм независимой проверки выявленных нарушений и признания публичных слушаний несостоявшимися.

Дополнительным механизмом гарантий прав граждан является административная ответственность за нарушение отдельных элементов процедуры, также устанавливаемая в законопроекте.

 



comments powered by Disqus